Ошибки при инвентаризации: какие могут быть и к чему приводят?

Ошибки при инвентаризации: какие могут быть и к чему приводят?

Проведение инвентаризации – обязанность любой организации, определенная законодательством. Провести инвентаризацию быстро, качественно и без остановки производственного процесса поможет компания «Оррла-Ревизорро».

Следует учитывать, что инвентаризация — достаточно кропотливый и монотонный процесс. При недостатке опыта, желания или при наличии умысла возможно появление ошибок при инвентаризации.

Типы ошибок при проведении инвентаризации и их последствия

Ошибки, допущенные при инвентаризации, способны не только исказить достоверность бухгалтерского учета в организации, но также скрыть факты хищений и прочих правонарушений со стороны недобросовестных сотрудников.\

Кроме того, ошибки при инвентаризации могут иметь более серьезные последствия. Искажение бухгалтерского учета на 10% и более влечет за собой наложение штрафа на администрацию компании в размере 5-10 тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторные нарушения влекут за собой более серьезные последствия: штраф 10-20 тысяч рублей для должностных лиц, либо дисквалификацию на 1-2 года.

Также при неправильно оформленной и проведенной инвентаризации, ее результаты могут быть признаны недействительными. В данном случае организация лишается права взыскать компенсацию с суммы ущерба с ответственного сотрудника (при наличии факта недостачи).


Заказать инвентаризацию в «ОРРЛА-Ревизорро«


    Ваше имя*

    Ваш Email*

    Сообщение


    Основные ошибки при инвентаризации можно условно поделить на три этапа проведения данного мероприятия:

    • начальный или подготовительный;
    • непосредственно пересчет ТМЦ;
    • подведение итогов.

    Ошибки подготовительного этапа

    Основные ошибки подготовительного этапа при проведении инвентаризации заключаются в неправильном составлении приказа:

    • Отсутствие обязательных сведений по составу членов комиссии (не менее 3-х человек), даты начала и сроках мероприятия, МОЛ и типах ТМЦ.
    • Слишком короткие сроки проведения ТМЦ. Результаты могут быть признаны недействительными и фиктивными при слишком быстром проведении переучета ТМЦ при относительно большой номенклатуре. Также следует учитывать, что сроки начала годовой инвентаризации не должны быть ранее 1 октября, но не позднее 31 декабря учетного года. Важно! Дата окончания инвентаризации может быть позднее конца отчетного года. Главное условие – закончить мероприятие до составления, утверждения и сдачи годовой финансовой отчетности.
    • Наличие МОЛ в составе комиссии. Материально-ответственный сотрудник является заинтересованным лицом, включение его в состав комиссии запрещено. Однако, инвентаризацию необходимо проводить в присутствии проверяемого МОЛ.
    • Вся документация по приходу, перемещению и расходу ТМЦ по МОЛ на момент начала инвентаризации должна быть сдана под расписку ответственного сотрудника. При поступлении, списании и реализации ТМЦ в процессе инвентаризации информацию заносят в отдельную ведомость.

    Ошибки при пересчете ТМЦ и прочих активов

    Основные ошибки при непосредственном проведении инвентаризации следует рассматривать с точки зрения объекта мероприятия (ТМЦ, денежные средства или другие активы).

    При проведении годовой инвентаризации должны быть перепроверены все запасы и активы организации. Не учёт того или иного актива (например, дебиторской и кредиторской задолженности) является ошибкой при проведении обязательной ежегодной инвентаризации.

    Также среди ошибок в ходе инвентаризации можно выделить следующее:

    • Отсутствие хотя бы одного члена комиссии или материально-ответственного лица. В данном случае результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными. Отсутствие МОЛ – достаточно серьезное нарушение. Однако, иногда организации сталкиваются с необоснованным отказом МОЛ присутствовать при инвентаризации. В таком случае должны быть составлены соответствующие акты или приглашены независимые эксперты, а также издан приказ о проведении инвентаризации в отсутствие МОЛ. В место подписи МОЛ в описях потребуется ставить отметки о причине и факте отсутствия МОЛ за подписью всех членов комиссии и независимых экспертов (при необходимости).
    • Строгие требования к промежуточному хранению документов. Во избежание несанкционированных приписок в инвентаризационных ведомостях заинтересованными лицами, формы следует хранить в сейфах и других недоступных местах, с опечатыванием помещения. В противном случае при выявлении фактов халатного хранения документов, результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

    Ошибки при обработке результатов и подведении итогов

    Подведение итогов инвентаризации также может быть выполнено с ошибками. Большую роль влияет хронология оформления документов. Сначала оформляется инвентаризационная опись, затем в сличительной ведомости проводят сопоставление данных, после чего заполняют акты по результатам инвентаризации. Нарушение хронологии в инвентаризационной ведомости, а также оформлении документов может быть рассмотрено с точки зрения формальности проведения обязательной инвентаризации.

    Немаловажную роль играют подписи комиссии, МОЛ и ответственного за проверку описи сотрудника. В конце описи обязательно должна быть подпись МОЛ. В противном случае работодатель не имеет права на компенсацию ущерба при наличии недостач по результатам инвентаризации. Также все исправления в документах должны быть заверены всеми членами комиссии.

    Таким образом, правильно оформление инвентаризации поможет обезопасить работодателя при нарушении служебных полномочий сотрудником и исключить риск получения штрафных санкций при налоговой проверке.

    Независимая инвентаризация от компании «Оррла-Ревизорро» избавит вас от рисков возникновения ошибок на каждом этапе проведения инвентаризации тмц.