Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” определены общие правила, по которым требуется проводить инвентаризацию. Это касается инвентаризации и своими силами, и независимыми экспертами.

Создание инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации на предприятии обязательно создается инвентаризационная комиссия.

При малом объеме работ члены ревизионной комиссии вправе сами проводить инвентаризацию, если же объем работы большой, то формируются рабочие комиссии по инвентаризации.


Состав инвентаризационных рабочих комиссий утверждается руководителем организации. Приказ, постановление распоряжение о составе комиссии регистрируют в книге контроля над выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Правилами проведения инвентаризации ТМЦ и имущества разрешается включать в состав комиссии представителей администрации предприятия, бухгалтеров, инженеров, экономистов, техников, а также представителей аудиторский компаний, оказывающих услуги независимой инвентаризации, или работников отдела внутреннего аудита предприятия.

Правила проведения инвентаризации гласят, что комиссия должна быть в полном составе в процессе проведения ревизии. Если хотя бы один член комиссии отсутствует во время проведения инвентаризации, то ее результаты можно считать недействительными.

Получение актуальных на момент инвентаризации документов по учету и движению ТМЦ и ОС

До того, как начать проводить инвентаризацию, комиссия получает и визирует все приходные и расходные документы о наличии и движении ТМЦ, ОС или денежных средств. Это служит основанием для определения остатков ТМЦ и имущества к моменту начала инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица оформляют расписки, где указывается, что все расходные и приходные документы на имущества переданы комиссии или сданы в бухгалтерию, а все ТМЦ, за которые эти лица ответственны, оприходованы, либо списаны в расход как выбывшие.

Такие же расписки дают лица, имеющие доверенность или подотчетные суммы на приобретение или получение ОС.

Согласно правилам инвентаризации имущества все данные о фактическом наличии ОС и учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные акты (описи). Таких документов составляется не менее двух экземпляров.

Следующий этап – проведение инвентаризации путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д. с целью определения фактического наличия ТМЦ или основных средств.