Проведение инвентаризации начинается с того момента, как руководителем был подписан приказ или распоряжение на выполнение данных мероприятий. Как правило, инвентаризация выполняется в конце календарного года перед закрытием годового отчетного периода и сдачей соответствующих отчетов. В приказе об инвентаризации устанавливается состав комиссии и сроки выполнения процедуры. По окончанию инвентаризации заполняются все сопутствующие документы:
  • ИНВ-1 – для основных средств;
  • ИНВ-3 – для товарно-материальных ценностей;
  • ИНВ-4 – для товаров, отгруженных покупателям;
  • ИНВ-6 – для ТМЦ, находящихся в пути;
  • ИНВ-15 – для наличных денег;
  • ИНВ-16 – для подсчета ценных бумаг учреждения;
  • ИНВ-17 – для проверки расчетов со всеми контрагентами учреждения.
В процессе инвентаризации в компании могут быть выявлены излишки или недостачи. В этом случае заполняются сличительные ведомости ИНВ-18 (для основных средств), ИНВ-19 (для товарно-материальных ценностей). Сличительные ведомости необходимо составлять не менее чем в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому материально-ответственному лицу для дачи пояснений, а второй предоставляется в бухгалтерию для внесения корректировок в бухучет компании. В зависимости от типа расхождений, бухгалтерия предприятия делает определенные проводки, позволяющие привести бухучет компании в соответствии с фактическим положением. В случае с излишками, их необходимо отнести в счет доходов. Стоимость излишков, в зависимости от их номенклатуры, должна быть рыночной на дату проведения инвентаризации. При наличии недостач, различают два способа отражения их в бухучете. В первом случае, если недостача не превышает размера естественной убыли, ее относят в расходы организации. В том случае, если недостача превышает норму естественной убыли, ответственность за ее возмещение возлагается на материально-ответственное лицо. В случае отсутствия виновного лица, либо при судебном решении, вынесенном не в пользу предприятия, сумму недостачи относят на убытки деятельности предприятия. Также в результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В таком случае бухгалтерия производит взаимозачет недостач и излишков. Однако, для такого взаимозачета необходимо выполнение нескольких условий:
  • зачет проводится в одном проверяемом периоде;
  • зачет можно провести только у одного и того же материально-ответственного лица;
  • зачет производится только по одному и тому же виду материальных ценностей.
Результаты и итоги всех инвентаризаций необходимо фиксировать в унифицированной форме ИНВ-26.